Историческая справка
Историческая справка
Впервые местность «Раменье» упоминается в 1328 году в духовной грамоте Московского князя Ивана Калиты: «А княжне мой с детьми даю: Сурожек, Мошек, Гуслицу, Раменье...»
Раменское – один из красивейших городов Подмосковья, расположенный на берегу Борисоглебского озера, впервые местность «Раменье» (пустошь, очищенная от леса) упоминается в 1328 г. в духовной грамоте Ивана Калиты. Самое первое каменное сооружение города – храм во имя св. Бориса и Глеба, построенный по заказу графа И.А.Мусина-Пушкина в 1725-1730 г.
Слово «раменье» в древнерусском языке означало — «граница», «опушка леса». Раменье представляло собой в то время довольно обширную территорию со значительной группой небольших поселений, самым крупным из которых было село Ново-Рождественно (ныне село Новое). Во владении московских князей, а затем в дворцовом ведомстве Раменье находилось до начала XVIII века.
В 1710 году царь Петр I пожаловал Раменье в личное пользование графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину. Впоследствии Раменье находилось во владении князей A.П.Бестужева-Рюмина, Волконских, Голицыных, Голицыных-Прозоровских.
Точной даты основания с.Раменское, возникшего на берегу Борисоглебского озера, нет. Предположительно, оно существовало уже во второй половине XVIII века. Первоначальное название этого села Ново-Троицкое.
В середине XVIII века князь Волконский строит на берегу Борисоглебского озера усадебный дом и разбивает уникальный парк с редкими породами деревьев и заводит зверинец. На водной глади Борисоглебского озера устраиваются плавучие острова, купальни и спускаются целые флотилии лодок.
В начале XIX века на средства князей Голицыных у озера строится бумагопрядильная мануфактура. В 1843 году фабрика перешла в аренду, а затем в собственность к купцам Малютиным. Постепенно вокруг фабрики сформировался поселок с больницей, баней, магазином, библиотекой, школой. Почти все постройки того времени сохранились до наших дней.
В середине XIX века через село тогда Раменское-Троицкое Бронницкого уезда проводят ветку железной дороги и открывают станцию Раменское. До наших дней сохранилось здание вокзала, построенного в начале XX века.
15 марта 1926 года рабочий поселок Раменское получает статус города. А в 1929 году на базе Бронницкого уезда создается Раменский район и город становится районным центром.
Люди в истории
Павел Михайлович Волконский
(1763 - 1808)
владелец усадьбы «Раменское», создатель раменского парка
Именно ему парк Раменское обязан своим существованием. Павел Волконский рьяно взялся за обустройство усадьбы, и в конце XVII века рядом с Борисоглебским озером был построен деревянный барский дом с куполом посередине, впоследствии обложенный кирпичом, а также гостевой флигель и хозяйственные постройки: дом управляющего, конюшня, площадка для выезда лошадей, псарня, скотный двор и молочная ферма.
Павел Михайлович Волконский на рубеже XVII-XIX веков разбивает здесь парк, славящийся своими диковинными, не свойственными средней полосе России экзотическими деревьями, такими как грецкий орех, каштан, американский клён, лиственница, пихта, пробковое дерево, белая акация, пенсильванская вишня, виргинская черемуха.
Парк, разбитый при Волконском, находится на месте современной улицы Свободы. В то время здесь протекала речка Чернавка, её исток представлял собой сложную, но интересную систему прудов. Речка шла через всю территорию современного городского парка (позже Чернавка была взята в трубу, а в 1970-е гг. полностью исчезла в результате строительных работ). А в конце XVIII века вдоль ее извилистых берегов был разбит парк с искусственными прудами каскадного типа, с островками, через которые были переброшены изящные мостики с ажурными беседками, были построены деревянные павильоны для отдыха на берегу. Настоящим украшением парка были его въездные ворота, ныне утраченные.
Из-за обилия в этих местах летом мошкары парк разбили в новом месте, прямо перед барским домом, на высоком берегу Борисоглебского озера, по типу английских пейзажных парков, славящихся своей естественностью.
Были высажены три параллельно идущие липовые аллеи. Дом в сторону парка выходил открытой верандой с двумя полукруглыми спусками в виде песчаных дорожек. Князь построил две оранжереи, одна из которых была зимней, в ней выращивали экзотические деревья и растения, среди которых были и пальмы. В озере водилась крупная рыба, была лодочная станция, работали купальни. На глади озера эффектно смотрелись плавающие в нем белые и черные лебеди.
Павел Семёнович Малютин
(1792 - 1860)
российский промышленник, владелец раменской бумагопрядильной фабрики
В 1843 году Раменская фабрика перешла в аренду к братьям Михаилу, Павлу и Николаю Семеновичам Малютиным. Главным руководителем всех фабричных дел был П. С. Малютин (1792–1860), который сумел и подневольного крестьянина приохотить к работе. В 1859 году Павел Семёнович Малютин начал переговоры с Прозоровскими-Голицыным о продаже фабрики вместе с землей. Но в следующем году П. С. Малютин умер, и только в 1866 году князь А. Ф. Прозоровский-Голицын продал сыновьям купца Павла Малютина 39 десятин земли с фабрикой и всеми имеющимися на ней постройками. Братья — Семён, Михаил, Николай и Павел Павловичи, унаследовали от отца 6,3 миллиона рублей серебром и образовали семейное предприятие, названное в 1869 году «Торговый дом Павла Малютина сыновья».
Под руководством Малютиных Раменская фабрика стала одним из ведущих промышленных предприятий России. Хлопок для переработки закупался в Оренбурге, Астрахани на Нижегородской ярмарке, а также в Англии. На фабрике выделывали крученую пряжу и пряжу тонких номеров, а с появлением ткацкого производства и ткань — бумазею, сатин, репс, миткаль, бязь, фланель. Продукция сбывалась в основном на бумаготкацкие фабрики Москвы и Московской губернии. Раменская мануфактура была отмечена многими наградами на российских и международных выставках: Похвальный лист на Мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге (1861); удостоена Государственного герба Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге (1870, директору Ф. М. Дмитриеву была вручена медаль с «За полезное»); Золотая медаль — высшая награда первой Политехнической выставки (1872); Большая золотая медаль — высшая награда Всемирной промышленной выставки в Брюсселе (1876); Большая бронзовая медаль Всемирной выставки в Чикаго (1893); в очередной раз удостоена Государственного герба на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896).
К 1900 году «Раменская бумагопрядильная мануфактура» представляла собой целый город с несколькими фабричными корпусами, каменными домами для служащих и рабочих, больницей, школой и театральным залом, потребительским магазином и прочей инфраструктурой. Прядильное подразделение состояло из 146848 прядильных, 93492 мюльных, 53356 ватерных и 2036 крутильных веретен; ткацкое — из 1688 станков; ватное подразделение — из 12 чесальных машин. Станки приводились в движение пятью паровыми машинами, пар производился 23 котлами, большинство которых отапливалось нефтяными остатками (остальные — торфом, который разрабатывался на прилегающих к фабрике болотах). При фабрике имелись механическая и литейная мастерские, где отливали чугуна и медь. Комплекс фабричных построек включал: жилые корпуса — дома и спальные бараки для рабочих; школу и больницу, построенные в 1890 году; фабричную лавку и баню, построенные в 1880-е годы, а также подсобные и служебные помещения. Рядом с фабрикой находились торговые заведения купцов Новожиловых, Киселевых, Часоводневых, Латрыгиных, Гельберта, трактиры Мизгиревых и Гасилина. В 1852 году на берегу озера был построен Троицкий храм.
В 1907 году Раменскую фабрику купил крупный промышленник Михаил Бардыгин, имевший текстильные предприятия в Егорьевске и других городах России. В 1910 году он выстроил новое бетонное 5-этажное здание прядильного корпуса, установив в нём новые прядильные машины. Позже были электрифицированы все корпуса фабрики и жилые помещения.
После Октябрьской революции, в 1918 году, фабрика была национализирована. Во время Гражданской войны, в период с 1919 по 1921 год, фабрика не работала. Только в 1922 году на ней начался выпуск пряжи и ткани. В 1928 году Раменская прядильно-ткацкая фабрика, уже носящая имя «Красное Знамя», почти восстановив довоенный уровень выпуска продукции, оставалась крупнейшей в Московской области.
Федор Михайлович Дмитриев
(1829—1882)
директор раменской фабрики, один из основателей города
П.С. Малютин в 1851 году пригласил к себе на фабрику молодого русского технолога. Это был Ф. М. Дмитриев, только что окончивший курс в Петроградском технологическом институте. Дмитриев, несмотря на юный возраст, вскоре приобрел полное доверие со стороны Павла Семеновича; не прошло и пяти лет, как он уже становится ответственным директором на фабрике, по тому времени значительных размеров.
Ф.М.Дмитриева можно считать одним из основателей города Раменское, который сформировался благодаря фабрике, а значит, и её прогрессивному директору. В стенах фабрики он создал начальную школу для детей рабочих, позже построил здание школы. Благодаря этому уровень грамотности раменских рабочих превосходил показатель западных стран. Для сохранения Борисоглебского озера, которое играло роль и в обеспечении технологического процесса фабричного производства, директор Ф.М.Дмитриев заказал во Франции гидрологические и топографические изыскания и разработал талантливый проект наполнения и устойчивого водоснабжения озера, включив в систему гидросооружений Дергаевское аккумулирующее водохранилище для сбора в лесу воды от снеготаяния и каналы длиной 5 км – для подачи накопленной за весну воды самотёком в озеро… Каждую весну мощный поток врывалась в озерную чашу там, где сейчас пешеходный мост в парке (со стороны бассейна «Сатурн»).
Николай Карлович фон Мекк
(1863 – 1929)
Председатель Правления Московско-Казанской железной дороги, увеличил протяженность дороги в 9 раз
Николай Карлович фон Мекк - сын железнодорожного первопроходца Карла Федоровича фон Мекка и Надежды Филаретовны фон Мекк - известной меценатки Чайковского, Дебюсси, Н.Рубинштейна, Пахульских, Венявского и др.
Николай Карлович - "Энергичный и вечно деятельный" - так его описывали современники. Основной преемник железнодорожного дела отца. Прошел путь от кочегара, машиниста, причем не на "своей" дороге, кассира, смотрителя, ревизора и т.д., до председателя Правления МКзЖД, коим был избран 1 мая 1892 года и оставался им до национализации дороги в 1918 году. МКзЖД стала при нем истинно лидирующей частной дорогой с дивидендами до 32% годовых, с увеличение длинны путей в 13 раз, со строительством своих заводов, элеваторов, жилья, больниц, школ для работников.
Для Раменского появление железной дороги стало определяющим фактором в развитии. Более полутора веков назад железная дорога пролегла вдоль фабричного села Троицкое (ныне г. Раменское). В 1862 году строительство линии Москва – Коломна завершилось, и жители села впервые услышали гудок подъезжающего к станции поезда.
«Заказчиками данного направления выступали саратовские хлеботорговцы, — рассказала ведущий методист Раменского музея Елена Покусаева. — В 1856 году для реализации этой задачи образовалось Общество Московско-Саратовской железной дороги. Учредители обязывались построить линию между Москвой и Саратовом через г. Коломну. Для конструирования дороги был приглашен английский инженер Георг Гава, который разработал движение поездов в «английском» стиле – левосторонним, как принято у него на родине».
Далее строительство продолжилось до Рязани, и дорогу в 1863 году стали называть Московско-Рязанской, а затем линию решено было протянуть до Казани, и в 1891 г. она была переименована в Московско-Казанскую железную дорогу.
Первоначально станция Раменское называлась Троицкой по названию села. Вот как о начале движения на линии Москва-Коломна писала газета «Московские ведомости» (№ 4) за 1862 год: «21 января 1862 года был совершен первый пробный рейс по готовому, но еще не открытому участку Саратовской железной дороги… Поезд из двух вагонов и локомотива …в полдень прибыл на Троицкую станцию, где был встречен громкими одобрительными криками народа, набежавшего с соседней фабрики».
Николай Карлович сыграл большую роль в истории посёлка Кратово:
В 1912 году большой участок земли в районе Кратово отходит правлению Московско-Казанской железной дороги. Председатель правления МКЖД Николай Карлович фон Мекк, будучи хозяином рачительным и дальновидным, хорошо понимал, что наибольшую отдачу от рабочих и служащих можно получить лишь тогда, когда они получают достойную зарплату, когда устроен их быт. Рабочих и служащих он находил не только на месте, но и привозил с других железных дорог. Всем им требовалось жилье. В Москве же с жильём было трудно, земли под постройку стоили очень дорого. Так родилась идея создания посёлка для железнодорожников в пригороде.
С 1912 года началось активное строительство. Проект был заказан гражданскому инженеру Владимиру Николаевичу Семёнову. За основу был взят план Города-сада английского архитектора Говарда. Но надо сказать, что Семёнов внёс туда столь существенные изменения, что план получился совершенно оригинальным.
В 1913 году в связи с 50-летием Общества Московско-Казанской железной дороги поселок железнодорожников получил название - Юбилейный. Но название это продержалось недолго.
В 1930 году посёлки Прозоровский и Юбилейный, а также железнодорожная платформа получили имя Ивана Антоновича Крата, главного комиссара Московско-Казанской железной дороги.
Мария Александровна Прозоровская-Голицына
(1826 – 1901)
последняя владелица Усадьбы Раменское, занималась развитием образования
Мария Александровна – единственная дочь князя Прозоровского-Голицына. Князь Александр Александрович Прозоровский-Голицын (1853—1914) — действительный статский советник, кандидат естественного факультета Санкт-Петербургского университета, шталмейстер Двора Его Императорского Величества. Был женат на Марии Петровне Трубецкой (1863—1933).
С 1890 г. Александр Александрович безвыездно жил в имении Раменское и активно участвовал в общественной жизни округи.
Мария Александровна родилась в 1892 г. Князь в честь ее рождения посадил в Раменском парке недалеко от дома сосну, которую там можно увидеть и поныне. Как и отец, Мария Александровна Прозоровская-Голицына много сделала для развития образования в родном Раменском.
Мария Александровна эмигрировала во Францию, где в 1927 году вышла замуж за русского дворянина Георгия Николаевича Философова.
Екатерина Петровна Лунина-Риччи
(1797-1886)
певица
Её пением восхищался А.С. Пушкин, И. А. Крылов ей первой читал в Петербурге свои басни, к ней в имение приезжал известный издатель П. И. Бартенев и с большим интересом внимал ее рассказам. Пушкин: «Еду сегодня в концерт великолепной, необыкновенной певицы Екатерины Петровны Луниной».Александр Сергеевич еще в ранней молодости знал будущую знаменитую певицу.
Екатерина Петровна часто гостила, жила у своих родственников Голицыных-Прозоровских в их имении в селе Троицкое-Раменское. В старости графиня проживала в семье своей воспитанницы и её мужа Ф. М. Дмитриева, директора нашей мануфактурной фабрики.
Скончалась в возрасте 99 лет и была похоронена рядом с матерью в часовне на старом кладбище в селе Троицкое-Раменское. В середине 20го века эта часовня была разрушена, и долгое время на полу часовни лежала массивная гранитная надгробная плита графини Е.П.Риччи. Со временем плита графини Риччи оказалась в Раменском краеведческом музее. Сегодня же она находится на территории храма Бориса и Глеба в Раменском.
Михаил Леонтьевич Михалевич
(1909 – 1968)
директор Раменского приборостроительного завода, Почетный гражданин города Раменское
Родился в посёлке Дорохово Можайского района Московской области в многодетной семье. С 14-ти лет начал трудовую деятельность: работал слесарем-инструментальщиком на Московско-Белорусской железной дороге. После службы в армии без отрыва от производства окончил рабфак, а затем вечернее отделение Московского автодорожного института.
Получив высшее образование, работал инженером на одном из московских заводов, а весной 1941г. был переведен в г.Раменское, на приборостроительный завод. Во время Великой Отечественной войны, когда завод эвакуировали в г.Ижевск, Михаил Леонтьевич работал начальником отдела технического контроля (ОТК), председателем профкома, руководил инструментальным цехом. Начиная с 1945г., после возвращения предприятия в Раменское, был начальником производства, а в июле 1952г. стал директором завода. За 16 лет его плодотворной деятельности завод занял лидирующие позиции в отрасли. Заботясь о подготовке молодых квалифицированных специалистов, директор РПЗ создал проект учебного комплекса «техникум – институт». Заводчане считали своего руководителя неординарной личностью.
За творческий труд, организаторские способности и огромный вклад в техническое развитие производства, связанного с отечественным приборостроением, М.Л.Михалевич был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами «Знак Почета», медалями.
М.Л.Михалевич внес огромный вклад в развитие города: активно велось жилищное строительство, шло возведение объектов соцкультбыта. Михаил Леонтьевич был инициатором строительства ДК «Сатурн», пионерского лагеря, стадиона, кинозала, туристической базы «Сатурн». В память о М.Л.Михалевиче его имя присвоено одной из центральных улиц города, а в 2003г. в небольшом сквере на этой улице установлен бронзовый бюст.
Звание «Почетный гражданин города Раменское» было присвоено М.Л.Михалевичу в 1996 году.
ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА
Рекомендуем к просмотру фильмы серии «Вдоль и поперёк по Раменскому округу» (ссылки размещены в описаниях мест)
Посёлок Ильинский
В XIX столетии земли посёлка входили в имение графа Ивана Воронцова-Дашкова. В 1890-х у графа их выкупил член правления и совладелец Общества Московско-Рязанской железной дороги Николай Ильин. В то время в районе станций Быково – Раменское дорога проходила через сплошной лесной массив. Ильин выкупил землю, и начал продавать эту землю под дачи московской знати и сдавать в аренду. следом за Ильиным подтянулись его коллеги по строительной компании, выкупая у него куски земли. А часть выкупило правление Московской дороги для своих служащих.
В Ильинском построил большой особняк и главный железнодорожник - Карл Фон Мекк, а затем стали строить особняки преимущественно купцы. А еще здесь построили электростанцию, выкопали пруды, о чем уже упоминал, и устроили купальни. Смотреть видео про Ильинский
Посёлок Кратово
История посёлка Кратово началась в 1898 году, когда на 38-й версте железной дороги у новой платформы Прозоровской, в местах малообжитых, с необыкновенной скоростью стали подниматься дачи, ведь добираться сюда из Москвы по железной дороге стало теперь очень удобно.
В 1912 году большой участок земли отходит правлению Московско-Казанской железной дороги. Председатель правления МКЖД Николай Карлович фон Мекк, будучи хозяином рачительным и дальновидным, хорошо понимал, что наибольшую отдачу от рабочих и служащих можно получить лишь тогда, когда они получают достойную зарплату, когда устроен их быт. Рабочих и служащих он находил не только на месте, но и привозил с других железных дорог. Всем им требовалось жилье. В Москве же с жильём было трудно, земли под постройку стоили очень дорого. Так родилась идея создания посёлка для железнодорожников в пригороде.
С 1912 года началось активное строительство. Проект был заказан гражданскому инженеру Владимиру Николаевичу Семёнову. За основу был взят план Города-сада английского архитектора Говарда. Но надо сказать, что Семёнов внёс туда столь существенные изменения, что план получился совершенно оригинальным.
В 1913 году в связи с 50-летием Общества Московско-Казанской железной дороги поселок железнодорожников получил название - Юбилейный. Но название это продержалось недолго. В 1930 году посёлки Прозоровский и Юбилейный, а также железнодорожная платформа получили имя Ивана Антоновича Крата, главного комиссара Московско-Казанской железной дороги.
В разные годы здесь жили: писатель А.С.Серафимович, крупнейший авиаконструктор А.Н.Туполев, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, композитор Сергей Прокофьев, видный деятель Всесоюзной коммунистической партии большевиков А.Ленгник и многие, многие другие знаменитые люди советского и постсоветского времени.
Отдыхающих, как столетие назад, так и сегодня, привлекают в Кратове целебный микроклимат, прекрасный хвойный лес, растущий на песчаных почвах, живописные пруды, образованные речками Хрипанкой и Куниловкой. В 1992 году в долинах этих речек создан Памятник природы.
Гжель
История Гжели рассказана в трёх фильмах:
Усадьба Быково
Это место является объектом культурного наследия федерального значения. Здесь жили выдающиеся семьи в истории России: Измайловы, Воронцовы-Дашковы, Ильины. Творили лучшие архитекторы: Баженов, Казаков, Симон.
Историей усадьбы занимаются профессиональные историки, волонтёры, местные краеведы.